Защита скользящих поверхностей

ТЭЦ

Для защиты скользящих поверхностей от влияния внешней среды было осуществлено экранирование зазора между фундаментной рамой и корпусом подшипника II турбины Т-250/300-240 ст. № 5 ТЭЦ-23 Мосэнерго. Использованные конструкции экранов приведены на рис. 2, 3. Корпуса подшипников I и III не были снабжены экранами.

В течение 2 лет эксплуатации в районе второй опоры был отмечен неоднократный пропуск горячего пара с температурой примерно 500 °С.

Результаты химического анализа пасты ВТИ — ЛМЗ, взятой со всех трех опор, показали, что в пробах пасты, взятых со второй опоры,

Применение пластичных смазок часто позволяет нормализовать процесс тепловых расширений. Проведенные лабораторные исследования показали, что при длине пути трения примерно 500 м, равного суммарному перемещению корпуса подшипника за 30 лет эксплуатации, паста ВТИ — ЛМЗ не теряет своих эксплуатационных свойств, если устранены перегревы и попадания посторонних частиц. Результаты химического анализа пасты ВТИ — ЛМЗ, взятой после 4 лет эксплуатации турбины Т-250/300-240 ТМЗ ст. № 6 ТЭЦ-23 Мосэнерго, показали практически полное сохранение дисульфида молибдена (40—60% по массе) и незначительное содержание оксидов железа (5—6% по массе).

При перегреве скользящих поверхностей выше 150°С и наличии существенных пропусков пара в районе опор подшипников защитные и антифрикционные свойства пасты утрачиваются. В этом случае в анализируемых пробах преобладают оксиды железа и органические смолы нефтяного происхождения. Иногда, при еще больших перегревах, паста превращается в твердый осадок, который можно удалить только механическим путем.

Следует отметить, что наличие пылезащитного экрана не спасает от перегрева и утекания ОМТИ из-под корпуса подшипника.

Таким образом, кроме противопылевой защиты, применение пластичных смазок требует принудительного охлаждения ригелей. В ВТИ разработана и опробована на Криворожской ГРЭС система охлаждения конденсатом ригеля II турбины К-300-240 ХТГЗ, которая позволяет предохранить ригель от перегрева выше 100 °С. Защита скользящих поверхностей от перегрева и загрязнения может значительно увеличить ресурс действия пластичных смазок.