Трудности при температурных перемещениях статорных деталей

 В последние годы на ряде длительно работающих турбин отмечены трудности при температурных перемещениях статорных деталей относительно фундаментов, что проявлялось в увеличенном кручении корпусов подшипников и ригелей при переменных режимах, скачкообразных перемещениях корпусов подшипников и невозвратах цилиндров в исходное положение при полном остывании.

Основными причинами неудовлетворительных перемещений цилиндров являются нерасчетные усилия от присоединенных паропроводов и повышенная сила трения в плоскости скольжения корпусов подшипников по фундаментным рамам. Соотношение этих двух факторов, по-видимому, различно в каждом индивидуальном случае.

На турбинах ЛМЗ мощностью более 500 МВт завод устанавливает фторлоновую ленту, разработанную НПО «Пластполимер». Применение ее на Углегорской и Запорожской ГРЭС безусловно нормализовало температурные расширения турбин К-800-240, однако после 5—6 лет эксплуатации в зонах наибольших весовых нагрузок под лапами цилиндров обнаружено местное утонение ленты до 0,5 мм. Характерных для неудовлетворительного скольжения скачкообразных перемещений пока не наблюдается, однако создается впечатление, что фторлоновую ленту придется со временем переклеивать. При существующей конструкции это вызовет необходимость демонтажа корпуса ЦВД. Осмотр фторлоновой ленты на блоке № 1 УГРЭС показал, что в горячих зонах, прилегающих к цилиндру, она отклеивается, т. е. необходимо усовершенствовать технологию ее крепления. Приклейка ленты в условиях станции достаточно сложна технологически. Кроме того, фторлон как бы выдавливается в пустоты верхней поверхности корпуса подшипника и при последующих тепловых перемещениях частично сдирается.

На турбинах других типов в настоящее время для защиты скользящих поверхностей и уменьшения сил трения широко применяется паста ВТИ —ЛМЗ, рекомендуемая циркуляром Ц-03-82 (т) и методическими указаниями. Паста приготавливается в станционных условиях из дисульфида молибдена (50%) и огнестойкого масла ОМТИ (50%).

Однако некоторые электростанции отказались от применения этой пасты из-за того, что через какое-то время паста перестает уменьшать трение при перемещении.

Все сказанное выше говорит о том, что применяемые в настоящее время решения нуждаются в дальнейшем усовершенствовании и более детальном исследовании.