Самолёты с ядерными силовыми установками

Канско-ачинские угли

В конце 40-х  и в начале 50-х годов в СССР развернулись исследования по созданию ядерных реакторов для корабельных энергоустановок. Работы были сосредоточены в институте, возглавлявшимся академиком И.В.Курчатовым. Вскоре в тематику этого института вошли работы в области применения ядерной энергии и в авиации.

Толчком для такого решения послужило развертывание исследований в Соединенных Штатах по созданию самолета с ядерным двигателем. Проект появился после того, как руководством США было принять решение о развертывании вдоль границ Советского Союза сети авиабаз, с которых должны взлетать и барражировать вдоль границ СССР тяжёлые бомбардировщики с ядерным оружием на борту (Проект Dropshot). Но существовавшие в то время самые крупные шестимоторные бомбардировщики В-36 могли находиться в воздухе не более десяти часов и поэтому не обеспечивалось патрулирование вдоль границы по всей её длине, особенно в Полярном секторе. Самолеты, взлетая с баз, расположенных в Европе, Турции, Окинаве и Гренландии подлетали к границе СССР и затем летали вдоль нее на расстоянии 25-50 км (подлётное время до границы 4-5 мин., подлётное время к цели – 1-2 часа), перекрывая западную, южную и восточную границу СССР. Стремление удлинить время дежурства в воздухе и ожидание высокой экономичности самолётов с ЯСУ послужили толчком к началу разработки ядерных реакторов и двигателей для этих самолётов. Американский проект предусматривал создания одного типа реакторов и одного типа двигателей с реактивной тягой к нему.