Русские проекты

Русские проекты

В 1952 г. Р.Л.Бартини — начальник отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А.Чаплыгина в Новосибирске создает проект самолета с ЯСУ. Будучи великолепным математиком, он без дорогих продувок и существенных затрат  рассчитал схему самолета с крылом переменной по передней кромке стреловидности.    Проект Р.Л.Бартини, представленный в 1955 г., планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-57. Для гидросамолетов не требовались огромные аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП, являвшимися отличными мишенями для ударных средств противника. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.   

    Самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ П.В. Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе. Самолет предполагалось выполнить по схеме «бесхвостка» с ярко выраженной интегральной компоновкой (собственно фюзеляж практически отсутствовал). Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки. Экипаж самолета составлял три человека. А-57 должен был нести оборудование, необходимое для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине: имелось необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все операции по первоочередному техническому обслуживанию бомбардировщика выполнялись в пределах обводов крыла и вертикального оперения, т. е. самолет можно было обслуживать на плаву. 

По тем временам оборудование летающей лодки было верхом совершенства: бортовая радиолокационная станция дальнего действия, система постановки активных радиопомех,  система постановки пассивных помех, навигационный комплекс, комплекс связи и гидроакустическая система связи с подводными лодками. Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18000-23000 м, практическая дальность 15000 км. Самолет с взлетной массой 250 т предполагалась оснастить пятью ТРДФ НК-10Б (5 х 26 000 кгс) либо, временно, НК-6 (5 х 22 500 кгс), размещенных пакетом, установленным над корпусом лодки, в ее хвостовой части между килями, наклоненными внутрь. Над двигателями должна была устанавливаться крылатая ракета РСС, кроме того, имелся внутренний грузоотсек для размещения термоядерной бомбы массой 3000 кг.   

 

Русские проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Рис.38. Проект летающей лодки с ЯСУ констр. Л.Бартини

 

     Комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято.

   В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика Р-57-АЛ — развития А-57 с ядерной силовой установкой.