Расчеты температуры пара

В начале подключения расчеты температуры пара на выходе из ширм и конвективного пароперегревателя (КПП) дают значения, равные температуре дымовых газов, так как первые порции пара, проходящие через эти поверхности, успевают нагреться до температуры металла. Дальнейшее повышение расхода пара приводит к некоторому снижению этих температур. Наблюдаемые при пусках на приборах блочных щитов управления (БЩУ) медленные изменения температур свежего пара за котлом и их низкие начальные значения, возрастающие по мере увеличения расхода пара, связаны с погрешностью штатных термопар, обусловленной малыми расходами пара.Первые порции пара, выходящие из КПП нагретыми до 450 °С, проходя через главный паропровод, охлаждаются до 300 °С (рис. 2). В дальнейшем происходит медленный рост температуры пара перед ЧВД. Этот рост ускоряется в следующий, III этап пуска (прогрев главных паропроводов), и через 20 мин после подключения перегревателя температура пара перед ЧВД достигает 375 °С. При этом снижается темп роста энтальпии среды перед ВЗ, так как она уже близка к стационарному значению для данного расхода топлива.

Следующий (IV) этап пуска — толчок ротора турбины и повышение частоты вращения до 800—1000 об/мин. Он сопровождается увеличением тепловой нагрузки до 20%. В начале этапа регулирующие клапаны ЧВД турбины открываются на 16%. Это приводит к установлению 2%-ного расхода в тракте промперегрева (рис. 3), давление же в нем при этом практически не изменилось. На рассматриваемом этапе включены регуляторы пусковых впрысков, поддерживающие температуры на входе в ЧВД и ЧСД на уровне 300 °С (см. рис. 2). С увеличением тепловой нагрузки растут энтальпия среды перед ВЗ, расход свежего пара, температура газов на выходе из топки, а также температуры пара за ширмами, КПП и перед пусковыми впрысками. Расчет температур пара за I и II ступенями промежуточного перегревателя для момента времени, соответствующего открытию клапанов ЧВД, дает значение, равное температуре металла труб, которая к этому моменту составляет 440 °С, т. е. в данном случае наблюдается тот же эффект, что и при подключении перегревателя. В дальнейшем происходит рост рассматриваемых температур газов из-за подфорсировки топки.

Обнаруженное резкое и значительное увеличение температуры пара промперегрева при открытии клапанов ЧВД подтверждается экспериментом, проведенным на одном из промышленных энергоблоков с использованием малоинерционных термопар. Этот вопрос подробно рассмотрен в. Следующий (V) этап пуска—вывод турбины на холостой ход — сопровождается подфорсировкой тепловой нагрузки до 25%. В начале этапа были включены регуляторы, поддерживающие проскок пара в сбросной среде из ВС на уровне менее 8%, а также регулятор пускосбросного устройства (ПСБУ), поддерживающий давление свежего пара на уровне, характерном для начала этапа (2,5 МПа).

Подфорсировка, а также регулирование расхода сбросной среды из ВС приводят к росту расхода свежего пара до 16%. Увеличение температуры газов на выходе из топки вызывает вначале рост температур за ширмами и КПП, а продолжающееся увеличение расхода пара — последующее их снижение. Температура пара за пусковым впрыском в главные паропроводы продолжает монотонно расти вследствие большой металлоемкости главного паропровода. Температура на входе в ЧВД поддерживается пусковыми впрысками на уровне 300 °С. Открытие клапанов ЧВД турбины в течение 5 мин от 16 до 34% приводит к увеличению расхода и давления пара в тракте промперегрева (рис. 3).

На следующем, VI этапе пуска (нагружение

Расчеты температуры пара

Рис. 3. Изменение параметров тракта промперегрева при

пуске.

1 — относительная тепловая нагрузка; 2 — относительный расход вторично перегретого пара; 3— давление в тракте промперегрева; 4 — температура пара за ЧВД; 5 — температура пара за I ступенью промперегревателя; 6 — температура пара за II ступенью промперегревателя; 7 — температура пара перед пусковым впрыском; 8 — температура пара на входе в ЧСД.