Радиационные термоэлектрические генераторы тока

Радиационные термоэлектрические генераторы тока

Радиационные термоэлектрические генераторы тока (РИТЭГ) в настоящее время разрабатываются почти во всех промышленно развитых странах. Длительный срок службы, высокая надежность, полная автономность, высокая энергоемкость, конечно относитель­ная, в несколько десятков и сотен раз превышающая энергоемкость аккумуляторных батарей и электрохимических генерато­ров, — все это выгодно отличает РИТЭГ от других источников тока. В гидрометеослужбе, навигации, океанографии, космических исследованиях и медицине РИТЭГ вообще незаменимы.

В СССР созданы и успешно работают такие РИТЭГ, как «Бе­та-С», «Бета-М», «Эфир-МА», «Реут-2», «Пингвин» и др.

В настоящее время в России налажено серийное про­изводство автоматически действующих радиометеорологических ус­тановок, помогающих определять и предсказывать погодные усло­вия в различных отдаленных уголках нашей страны. Сотни таких радиометеорологических генераторов тока работают в труднодо­ступных районах Дальнего Севера, в таежных, высокогорных рай­онах, в пустынях Средней Азии. Они есть на Камчатке, Сахалине, в Якутии, Киргизии, Казахстане и Сибири.

Радионуклидные энергетические установки ИЭУ-1 предназ­начены для автономного питания электроэнергией навигационного оборудования маяков. Тепловая мощность ИЭУ-1 2300 Вт, элек­трическая 70 Вт, энергоемкость 5000 кВт-ч, режим работы непре­рывный, срок службы 10 лет. Один из таких радионуклидных гене­раторов установлен на Таллинском маяке в Балтийском море. Ра­дионуклидные термоэлектрические генераторы тока на основе полония-210 были смонтированы на известных всему миру аппара­тах «Луноход-1» и «Луноход-2».

Дальнейшее развертывание океанографических исследований, автоматизация метеослужбы, средств связи, создание различной портативной аппаратуры вызвали необходимость модификации ба­зовых, освоенных промышленностью изделий и создания новых радионуклидных энергоустановок (РЭУ), обеспечивающих получе­ние более высокой мощности при одновременном снижении массо-габаритных параметров.