Пыль

Пыль

Пыль, даже химически неактивная, оседая на незащищенную металлическую поверхность или находясь под слоем смазочного материала, вызывает коррозию. Это объясняется тем, что к местам, покрытым пылью, затруднен доступ воздуха и ухудшается взаимодействие смазочного материала с металлом.

Коррозионные процессы, эффект Ребиндера и усталость материала при фрикционном взаимодействии способствуют отделению частиц оксидной пленки. Как известно, эффект Ребиндера — это явление адсорбционного снижения прочности поверхостного слоя детали под воздействием полярно-активных компонентов жидкой среды. Возможно адсорбционное разрыхление (пластификация) наружного слоя на небольшую глубину (0,1 мкм). При этом оксидные пленки, состоящие из РеО, Ре203 и Ре304, на некоторых пятнах касания отделяются, обнажая ювенильные поверхности. Следует отметить, что твердость перечисленных выше оксидов по шкале Мооса 5— 6,5 единиц, а чистого железа — в 2 раза ниже. Очевидно, что твердые частицы оксидов также способствуют разрыхлению поверхностного слоя, обнажению ювенильных поверхностей и возникновению схватывания на этих участках. Схватывание в точках фактического контакта приводит к росту общей силы трения, точнее силы сопротивления перемещению, энергетическим потерям и непредусмотренным при проектировании деформациям элементов конструкции.

На основании этой модели были предложены оптимальные в сложившейся ситуации рекомендации с целью постоянного обеспечения положительного градиента механических свойств на фрикционном контакте. Работа проводилась параллельно в лабораторных и натурных условиях.

Для исследования в лабораторных условиях была предложена программа, которая включала в себя подбор смазок, выпускаемых отечественной промышленностью, проверку их на испаряемость, антикоррозионные и антифрикционные свойства в условиях, близких к натурным.

В натурных условиях действующих турбин исследовались условия работы и образцы отложений, взятые со скользящих поверхностей корпусов подшипников после различных сроков эксплуатации.