Применение твэлов малого диаметра

    Применение твэлов малого диаметра

Применение твэлов сравнительно малого диаметра обеспечило на первых стадиях развития ВВЭР резерв в линейной тепловой нагрузке, который стимулировал значительное увеличение энергонапряженности топлива и объема активной зоны.

 В последнем средстве повышения мощности — уменьшении запасов между рабочими и предельными значениями параметров — следует выделить три фактора.

 Первый связан с углублением наших знаний о процессах, происходящих в реакторе. Типичный пример постоянного   совершенствования проводимых исследований и повышения достоверности результатов — изучение кризиса теплообмена в условиях активной зоны. Решающим здесь является максимальное приближение условий исследований к натурным рабочим условиям.

Второй связан с достоверностью знания параметров, реализуемых в реакторе, и обусловлен    совершенствованием    измерительных систем, в первую очередь — внутриреакторных измерений.

Третий фактор — повышение надёжности системы теплоотвода, что позволяет получить одинаковое увеличение тепловой мощности при увеличении расхода или большее повыше­ние мощности при фиксированном увеличении расхода. Этот фактор дал наибольший вклад в повышение мощности при переходе от ВВЭР-440 к ВВЭР-1000 за счет замены бессальниковых гидравлических центробежных насосов (ГЦН) обладающих малой инерцией, на­сосами с вынесенным электродвигателем, снаб­женным специальным маховиком, и организо­ванными протечками.

Помимо факторов, являющихся прямыми средствами повышения мощности, для обес­печения этого повышения важны увеличение глубины выгорания топлива и загрузки топлива в активную зону. В этой связи следует подчерк­нуть, что железнодорожная перевозка корпуса облегчает создание АЭС во многих районах России (СССР) и в других странах, но практически ог­раничивает единичную мощность блока ВВЭР значением электрической мощности в 1000 Мвт  из-за трудностей размещения большей загрузки урана. Практи­чески максимальные по транспортабельности по железным дорогам габариты корпуса были достигнуты уже для реактора ВВЭР-210.

       Основным направлением реализовавшегося до настоящего времени улучшения экономич­ности топливного цикла ВВЭР является увели­чение глубины выгорания топлива.