Малая мощность нейтронов

Малая мощность нейтронов

А если двигаться в сторону малых мощностей – там вначале будут неустановившиеся периоды, связанные как раз с тем, что не все вот эти экспоненты от запаздывающих нейтронов еще занулились, там одна или две точки будут с более короткими временами. Вы их отбрасываете и берете из серединки кусочек с постоянными временами (или приблизительно постоянными, ну если там отличаются на 1 – 2 с, среднюю находите), дальше, используя время удвоения и этот график, вы получите, что, оказывается, реактивность, которую вы ввели (которую вы не знали, допустим, вытащив группу № 5, допустим, на 10 %), составляет, допустим, 10 центов положительной реактивности. Дальше вы делите и получаете коэффициент реактивности стержня, т.е. получаете, что 1 % стержня весит 1 цент, условно. Или 1 мг бора, если изменение концентрации бора дает такую реактивность. И дальше таким же образом можно определить, сколько «весят» все стержни, весь запас реактивности, допустим, в критическом реакторе, перекачивая реактивность со стержней на борный поглотитель. Но это мы потом посмотрим.

Таким образом, мы рассмотрели процессы, которые относятся к нормальному управлению и к разгону реактора, когда положительная реактивность больше, чем bэфф. Сейчас мы с вами рассмотрим случай аварийного разгона реактора, когда реактивность больше b, в условиях полного отсутствия теплоотвода. Т.е. когда процесс идет настолько быстро, что тепло может аккумулироваться только в топливе – настолько быстрый процесс, что из топливных таблеток тепло не успевает перетечь даже в теплоноситель. Т.е. мощность за долю секунды растет скачком, с высоким темпом, с большой положительной реактивностью, идет мгновенный разгон. Вот в этом случае уравнение кинетики уже надо называть не уравнением кинетики, а уравнением динамики, т.к. здесь мы будем учитывать обратную связь по температуре топлива. Потому что когда идет быстрый разгон реактора, на мгновенных нейтронах, то успевает срабатывать только доплеровский коэффициент реактивности, только обратная связь по температуре топлива. Если этот разгон идет доли секунды.