Атомный ледо­кол Арктика

Атомный ледо­кол Арктика

В 1975 г. на трассы Северного морского пу­ти вышел еще более мощный атомный ледо­кол — «Арктика». К открытию XXV съезда КПСС спущен на воду атомный ледокол «Сибирь», имеющий те же характеристики, что и ледокол «Арктика». Оба ледокола построены на Бал­тийском заводе. По характеристикам они су­щественно превосходят атомный ледокол «Ле­нин». Ледокол «Арктика» успешно завершил первую навигацию, подтвердив свою высокую ледопроходимость, которая оказалась на 20% выше расчетной. За эту навигацию он про­шел свыше 30 тыс. миль, из них большую часть — во льдах. За навигацию было проведе­но большое количество судов, причем «Аркти­ке» приходилось выручать из ледового плена и дизельные ледоколы.

Вторую навигацию ледокол «Арктика» так­же завершил успешно, а в феврале — апреле 1977 г. провел совместно с ледоколом «Мур­манск» операции на Ямале, обеспечив достав­ку 36 тыс. т. грузов для газодобытчиков.

17 августа 1977 г. ледокол «Арктика» до­стиг географической точки Северного полюса. Впервые за всю историю мореплавания пре­одолен в активном плавании мощный ледовой покров Центрального полярного бассейна. Уча­стники плавания посвятили свою победу 60-ле­тию Великого Октября.

Сбылась многовековая мечта — достигнут Северный полюс на надводном судне!

Атомные ледоколы «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» имеют высокоманевренные турбоэлектрические установки, обеспечивающие продолжительную надежную работу на пере­менных режимах в условиях многочисленных реверсов, ударов и интенсивной вибрации при работе во льдах. Они оборудованы трехвальной гребной установкой с гребными двигателя­ми на постоянном токе, хорошо зарекомендо­вавшими себя при эксплуатации во льдах и обеспечивающими изменение момента на валу с сохранением мощности в широком диапазоне оборотов двигателя.

На атомном ледоколе «Ленин» эти двигате­ли получают питание от четырех трехъякорных генераторов постоянного тока, вращаемых че­тырьмя турбинами, расположенными в двух изолированных машинных отделениях.