Атомная энергия и флот

ЭнергетикаОдной из перспективных областей исполь­зования атомной энергии является морской флот.

Исторически сложилось так, что первая атомная энергетическая установка была создана именно в интересах флота — это была первая в мире атомная подводная лодка "Наутилус" построенная в Соединённых штатах Америки.

Создав первыми ядерные бомбы деления, США стали изыскивать спосо­бы их доставки к месту назначения. Самолеты легко было сбить, и тогда ядерный удар пришелся бы не по цели, огромные средства были бы затра­чены впустую или даже во вред себе. Ракеты начали разрабатываться толь­ко в конце войны. Поэтому взоры обратились к недосягаемым для про­тивника подводным лодкам, дизель-электрические установки которых (и даже разработанные в конце войны немецким профессором Вальтером турбинные установки с транспортируемым окислителем — перекисью во­дорода) не обеспечивали достаточной дальности плавания.

Важную роль в создании двигателей подводных лодок сыграл капитан I ранга Хьюмен Риковер (1901-1979), славившийся своей деловитостью и критицизмом по отношению к рутинерской практике ВМФ США и сам пожелавший взяться за это. Он начал действовать в 1946-1947 гг., ознако­мившись с состоянием дел.

Первым шагом было заключение контракта между управлением кораб­лестроения (УК) и фирмой "Вестингауз" на проектирование и строительст­во ядерной энергетической установки (ЯЭУ) с водяным охлаждением для подводной лодки. Затем Риковер, используя этот момент, организует от­дел атомной энергетики УК, став во главе его, а в отделе разработки реак­торов Комиссии по атомной энергии создает сектор военно-морских реак­торов, также возглавив его. В отделе проектирования кораблей УК началось проектирование атомной лодки типа "Гаппи", но с притупленной но­совой частью и улучшенными подводными характеристиками. Длина ее 98 8 м, несколько большая, чем обычных лодок, а водоизмещение, 3200 т, значительно превышало их водоизмещение. Её назвали "Наутилусом" (рис. 21).

Строительство и испытания ЯЭУ предполагалось вести в два этапа:

1) сначала создать наземный образец (разместив его на первом этапе внутри прочного корпуса диаметром менее 9 м),

2) после испытаний и доводки его смонтировать и испытать двигатель на лодке.