Атомная энергетика

Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс: состояние и перспективы

Атомная энергетика придает и другим судам качества, недостижимые при энергетике на обычном топливе, и прежде всего практически неограниченный район плавания при работе на большой мощности и длительную автоном­ность. Для ледоколов она позволяет значитель­но поднять их мощность и энерговооружен­ность, увеличить ледопроходимость и скорость проводки судов, повысить автономность, улуч­шить тактику ледового плавания. Атомные ле­доколы, не нуждаясь в бункеровке топливом, могут работать во льдах, не уходя с трассы, всю навигацию.

Для нашей страны, которая расположена, по образному выражению адмирала С. О. Ма­карова, фасадом к северу, освоение северных морей имеет особое значение. Началось оно давно, но только после Великой Октябрьской социалистической революции этому делу был придан надлежащий размах и плановость. Под руководством Коммунистической Партии Совет­ского Союза и Правительства СССР был соз­дан самый мощный в мире ледокольный флот, обеспечивающий надежные средства сообще­ния по морю и наиболее экономичный вид транспорта — морской; Северный морской путь теперь превращен в регулярно действующую магистраль.

Постройка атомных ледоколов ознаменова­ла новый этап в освоении Северного морского пути.

Первое в мире надводное судно — атомный ледокол «Ленин» (рис.22), построенный в Ленинграде на Адмиралтейском заводе и сданный в эксплуатацию в 1959 г., наглядно продемонстрировал преимущества нового источника энергии. Он работал на са­мых тяжелых участках Северного морского пу­ти: на вскрытии енисейской перемычки в нача­ле навигации; во льдах пролива Вилькицкого — в разгар навигации; в Карском море на но­рильских и дудинских операциях — в осенне-зимний период. Большая мощность, маневрен­ность и надежность энергетической установки всегда обеспечивали сохранность проводимых караванов, независимо от ледовых условий. Ле­докол «Ленин» совершил также ряд экспедици­онных плаваний в высокие широты. В частности, с его борта было осуществлено оборудование дрейфующей станции «Северный полюс-10».

Атомная энергетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.22. Атомный ледокол "Ленин"

1 — кормовое турбоагрегатное отделение, 2 — отделение среднего электродвигателя, 3 — отделение бортовых электродвигателей, 4 — кормовое отделение вспомогательных механизмов, 5 — отделение реакторов и парогенераторов, 6 — носовое отделение вспомогательных механизмов, 7 — насосная станция, 8 — носовое турбогенераторное отделение.