Американские эксперементальные самолеты

Американские эксперементальные самолеты

X-6 — экспериментальныйсамолет, разработанный американской фирмой Сonvair. Самолет строился с целью изучения возможностей использования атомных двигателей на самолетах. Для этих целей был переоборудован бомбардировщик В-36, получившего  обозначение NB-36H. На самолёте были установлены шесть поршневых двигателей Pratt & Whitney R-4360-53, используемых для взлета и четыре турбореактивных двигателя General Electric J47-GE-19. Исследовались возможности разработки защитных систем ядерного реактора. Сам Х-6 и не был построен полностью, были изготовлены только его прототип и модель самолета в полную величину для исследования реакторной защиты.

 

Американские эксперементальные самолеты

 

 

 

 

 

 

 

Рис.35. Полноразмерный прототип самолёта В-36Н с ядерным реактором на борту.

 

После нескольких полётов американцы свернули программу и прекратили исследования по данное тематике.

Как же проходило развитие самолёта с ядерной силовой установкой у нас?

В разработку темы включились сразу четыре конструкторских бюро, возглавлявшиеся А.Н.Туполевым, В.М.Мясищевым, Р.Л.Бартини и Р.Е.Алексеевым – по теме планера самолета и КБ Н.Д.Кузнецова и А.М.Люльки – по тематике двигателя.

Руководство ядерной тематикой для авиации в институте было возложено на академика А.П. Александрова. 12 августа 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1561-868, по которому было открыто финансирование этой тематики и определены основные тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта.

 Создание самолета с ЯСУ открывало перед ВВС возможность получить в свои руки пилотируемые боевые системы, продолжительность и дальность полета которых ограничивалась бы только выносливостью сменных экипажей и комфортностью полёта.   

В отличие от американцев нашими конструкторами прорабатывалось несколько вариантов ядерных авиационных силовых установок на основе прямоточных, турбореактивных и турбовинтовых двигателей с различными схемами передачи тепловой энергии к двигателям. Отрабатывались различные типы реакторов и систем теплоносителей. Рассматривались приемлемые для применения в авиации виды биологической защиты экипажа и систем оборудования от воздействия радиоактивного излучения. 

   В КБ А.Н.Туполева совместно со смежными предприятиями и организациями была проработана крупномасштабная, рассчитанная на два десятилетия программа создания и развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками, которая должна была завершиться постройкой в 70-80 годы полноценных боевых дозвуковых и сверхзвуковых самолетов различного назначения.  

  На первом этапе предполагалось создать наземный стенд для отработки самолетной ядерной силовой установки, затем аналогичная установка должна была быть испытана на летающей лаборатории с целью отработки системы радиационной защиты экипажа.